2019

Москва - В.Новгород - Санкт-Петербург - Петрозаводск - Ошта - Вытегра - Кирилов - Вологда - Ярославль

Белый под темный фон

ОГОНЬ ПАМЯТИ: ПЕТРОЗАВОДСК

Женщина лет 80 настойчиво дергает меня за рукав и голосом, не терпящим возражений, говорит:
«Молодой человек, кто у вас тут старший?»

Зажимаю тангенту рации и слегка севшим за эти дни голосом вызываю Сергея.

Направляю её к машине Сергея, благо промахнуться сложно.: «Видите черную машину, с «Катюшей» на крыше? Идите к ней» Женщина радостно кивает и, прихрамывая, идет в указанном направлении.

Мелькнула мысль: «Сейчас будет ругаться…», машу Сергею рукой, одновременно указываю антенной на идущую к нему женщину, которая так активно пыталась понять, кто же возглавляет всю эту колонну из 16 УАЗов, украшенных красными флагами Победы.

Минуту спустя, подхожу послушать, о чем же идет разговор.

«…Я сама – ребенок войны, отец на фронте погиб. Вы помните сами и помогаете не забыть другим о тех годах. Ведь сами едете, никто не заставляет – возьмите денег на бензин!» - завершает свою сбивчивую речь та самая активная бабулька.

Серега держит ее руку с зажатыми в ней деньгами, одновременно гладит по другой руке. Пытается объяснить, что не надо, все хорошо - получается с трудом. Он сглатывает ком в горле и, пряча предательски заблестевшие глаза, буквально силой впихивает женщине продуктовый набор.

«Вот, напросилась, получается», - расстраивается она. С трудом получается успокоить.

Именно ради таких, достаточно частых, случаев и забита половина багажника коробками с сухпайками.

Уже ставшая привычной команда «Механикам-водителям осмотреть технику, прогреть моторы, приготовиться к маршу» загоняет участников поездки по машинам. Колонна жирной гусеницей вытягивается в направлении Петрозаводска.
Шел третий день, как Огонь Памяти был в дороге….

Москва провожала нас, как обычно. Не как мать, а как тетка, которая отправляет с дачи домой опостылевших племянников.

Пробки, злые лица людей, на некоторых из них красный флаг с непонятной для них аббревиатурой действует как красная тряпка на быка.

Александровский сад. Место паломничества туристов, посещающих Москву, место прогулок для влюбленных пар, место времяпрепровождения праздных зевак. Шумный центр, Манежная площадь с одной стороны и высокая красная кирпичная стена Кремля с другой. Гулкий шаг солдат Кремлевского полка, четко вбивающих подковки сапог в мрамор мемориала. Смена почетного караула.

10 утра.

Вот и он – Огонь! Едва теплится в холодной лампадке, которую прикрывают руками от ветра, дабы не угасла еще слабая искорка. Тот самый крохотный огонек, которому суждено проехать, более 2 тысяч километров. Колонна УАЗ Патриотов уходит с Моховой налево, на Ленинградку. Направление – Великий Новгород-Санкт-Петербург-Петрозаводск-Ошта-Вытегра-Вологда-Ярославль-Москва
.
Третий год подряд тепло Вечного Огня с могилы Неизвестного солдата летит по городам и весям Родины. Огонь, давший рождение щиту и мечу, выкованным в печах Урала. Огонь, забравший лучших сыновей Руси. Огонь, ставший тем встречным палом, что остановил пожар, пожирающий людские жизни в старых деревнях и крематориях концлагерей. Маленькая искорка в масштабах планеты, которую практически невозможно разглядеть. Но яркое солнце, путеводная звезда в душе каждого, кто хочет помнить.
Нам иногда говорят нелицеприятные вещи про Победу. Про празднование ее годовщины. Про то, что надо сидеть дома и молча скорбеть.

В ответ всегда цитирую Юлиуса Фучика:
«Об одном прошу тех, кто переживёт это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за Вас».
«Самое страшное, что могут с вами сделать друзья -- предать. Самое страшное, что могут с вами сделать враги -- убить. Бойтесь равнодушных. С их молчаливого согласия в мире происходят самые ужасные вещи!»
«Люди, я любил вас, будьте бдительны!»

Нам предлагают сломать совесть, стать равнодушными. Забыть.
НЕТ!

Еще звучит в ушах Бухенвальдский набат.
Еще не все бойцы, павшие в боях за Родину найдены и перезахоронены.
Да, тьма поглощает память. И именно эту тьму помогает развеять Огонь Памяти. Осветить самые темные, потайные уголки, которые стараются стыдливо спрятать за черной вуалью равнодушия.

Памятник 1000-летия Руси в Великом Новгороде восстановлен. Неподалеку причудливые блики горящего Вечного Огня, тени, пляшущие в такт его языкам. И вот уже видишь разрушенный захватчиками монумент, вспышки выстрелов и удушливый дым горящего город. И слезятся глаза и перехватывает горло, то ли от дыма и огня, то ли от памяти…

Метроном Пискаревского кладбища. Даже вечно шумные и непоседливые дети замолкают и испуганно втягивают шеи, оглядываясь по сторонам.

Жаль, что крохотная лампадка уже не согреет более полмиллиона захороненных тут ленинградцев. Жаль, что нельзя отправить в прошлое все те продукты, что лежат в машинах, сколько бы жизней удалось спасти…

И остается только тихо сказать: «Спасибо Вам»!

А за это, маленькая искорка Вечного Огня бликует на влажных от слез глазах. И идут люди, распрямив плечи, не стыдясь своих слез, ибо нельзя стыдиться памяти, нельзя стыдиться подвига.

И опять встречи. Объятия, слезы, история.

Аж до Крымской войны середины 19 века дотянулся лучик света из-под красного стекла лампадки.

Александровский завод, выпускавший пушки, которые защищали Севастополь в 1854-1856 годах. И отсверки тех горьких поражений, слившихся со слезами петрозаводчан, отдавших город финским войскам. Плохо, что забываются герои Карельского фронта, безымянные и знаменитые. Незаслуженно редко упоминаются Ладожская и Онежская флотилии, моряки которых выгрызали ценой своих жизней метры Дороги Жизни, спасшей Ленинград от полного удушения костлявой рукой голода.

Но мы-то помним. И Огонь тоже помнит – безмолвный проводник в потайные каморки воспоминаний.

А наша дорога все не заканчивается. «Вперед, вперед!». Свистит ветер в верхушках елей и голых берез. «Вперед!» - журчит по камням ледяная вода темных ручьев Карелии...
Небольшая деревушка. И женщины, убирающие территорию вокруг братской могилы.

Остановка. И вот маленькая лампадка нашла свое место рядом с венком на гранитной плите, навечно прикрывшей своей броней бойцов, ушедших навеки в свой последний бой за Родину.

Объясняем, откуда огонь. И опять слезы и искренние слова благодарности.

Российские дороги, сколько же про вас написано романов, стихов, сложено песен и придумано анекдотов. Только задумаешься, как БАХ! И десятиметровая ель падает на одну из машин. Отделались, можно сказать, легким испугом. Повезло. Замятая слегка стойка и разбитое справа лобовое стекло – не повод для грусти. А ведь могло быть хуже.

Грейдер, болото, грейдер. УАЗы лихо, ходом проскакивают трудные участки, на глазах редких встречных водителей, которые изумленными взглядами провожают нашу колонну.

Всем вам хорошо известны оборона Брестской крепости, битва за Москву, танковое сражение на Курской дуге, блокада Ленинграда, Сталинградская битва. Память об этих сражениях навеки осталась в наших сердцах. Но были во время Великой Отечественной войны и такие бои, известия о которых не гремели на весь мир. Эти бои не попали на страницы школьных учебников, но значение их для Победы никто не осмелится оспорить.  Фашисты оккупировали огромную территорию нашей Родины, и жизнь на оккупированных землях превратилась в ад. Вологодская область не досталась врагу.

Мало кто слышал про поселок Ошта. Небольшое село, в 60 километрах от Вытегры.

А ведь почти три года – с осени 1941 года по июнь 1944 года – длилась Оштинская оборона. Именно здесь проходила линия фронта, линия Оштинской обороны. Расстояние – крохотное. Но для фашистов оказалось непреодолимым.   
И опять огонь. Отблески сгорающих деревень. Вспышки взрывающихся мин. Густо засеяли наши поля финские захватчики, но не хлебным зерном, а смертью. И вот, круглые сутки молодежь из окрестных районов собирает этот «урожай». И многие ложатся в землю, погибнув уже после освобождения своей родной земли.

Лампадка с Огнем теплится в кабинете директора Оштинской школы. Он поможет рассказать детям о тех страшных годах и их ровесниках, что навсегда остались молодыми на полях сражений. Согреет сердца, скованные льдом равнодушия и осветит молодые ясные головы. Кровь потерь и Знамя Победы видим мы через красное стекло, скрывающее внутри себя частичку пламени, освещающего Могилу Неизвестного Солдата.

Чтобы помнили!
Чтобы не забыли!
И мы уверены - не забудут!

И вновь дорога. Опять вперед!
Склонились над картой командиры. Тусклая керосинка освещает карту. Глубины, стрелки, пометки – синие и красные. Штаб онежской флотилии в Вытегре планирует очередную дерзкую операцию по атаке финских войск, зажатых между двумя озерами и советскими войсками.

Команда «Огонь!» И вот огненные хвосты выталкивают с направляющих «эрэсы». Это минные катера Г5 переделанные в Тюмени в эдакие «морские «Катюши». И вновь красные отблески взрывов, выворачивающих бревна финских ДЗОТов. И горят вражеские танки и укрепления, освещая дорогу к Победе.

Вот уже позади больше двух с половиной тысяч километров дороги.

Непередаваемое горе блокадного Ленинграда, и одновременно гордость за бойцов, стоявших насмерть и отстоявших город.

Карельские болота, пронзительный ветер Онеги.
И люди.

Даже немного жаль, что так все быстро закончилось…
Ибо те, кто нас ждали, встречали и провожали достойны большего, нежели чем мы смогли им дать за эти минуты общения, пролетевшие как один миг.

Этот скорбный огонь, как в лесных ручьях, отражался в глазах людей, молча стоявших вокруг. Плакали все… Тихо, про себя. Лишь слезы выдавали нешуточные душевные терзания. Даже у тех, кто огрубел за время военной службы, не всегда мирной…

Ни разу не гасли лампады и фонари, несущие в себе частицу Огня Гордости, Огня Победы.

И не гас он до Дня Победы 9 мая, когда был зажжен памятный огонь в Ленино-Снегиревском мемориальном комплексе. В том самом месте, откуда началось контрнаступление Советских войск под Москвой. Где было нанесено первое крупное поражение немецкой армии, считавшейся до того времени непобедимой.

Где наш народ познал не только горечь поражений, но и вкусил радость побед…

Вечный Огонь…
Память о прошлом, напоминание о настоящем, свет в будущем.
Это зарево горящих городов и сел, это удушливое пламя горящих танков, это отблеск раскаленных доменных печей Урала.
И плечом к плечу выстроились одном ряду, опаленные языками пламени, безымянный пограничник с далекой заставы и седой рабочий Кировского завода, 28 братьев, которых сроднила смерть на подмосковном шоссе и партизаны глухих брянских лесов.
В ряду героев сравнялись известный летчик и 14-летний пионер, артиллерийский конструктор и девушка-комсомолка… Они сделали все, что смогли. И даже больше.

Расползается память, как выцветшая, латаная-перелатанная гимнастерка…
Уходит вдаль шеренга, скрываясь в тумане прошлого…

Организатор клуба Михалев Алексей
май 2019 г.

Организационные вопросы:
+7-926-233-02-50 Игнатьев Сергей Владимирович
Прокрутить вверх